Ответ МНЭ РК на запрос ПОБ "Учёт" по НДС и СНР

Ответ МНЭ РК на запрос ПОБ "Учёт" по НДС и СНР

Уважаемый Серик Макашевич!


Профессиональная организация бухгалтеров «Учёт» (далее — ПОБ «Учёт») выражает Вам почтение и желает успехов в профессиональной деятельности.
От лица членов ПОБ «Учёт» обращаемся к Вам в связи с обсуждаемыми изменениями в действующее налоговое законодательство, в части налога на добавленную стоимость (НДС) и специальных налоговых режимов (СНР). Так, с 1 января 2026 года предполагается повысить ставки НДС с 12% до 16%, снизить порог обязательной регистрации по НДС до 15 млн. тенге, сузить СНР упрощенного режима до B2C, сократить перечень разрешённых для применения упрощенного режима видов деятельности (ОКЭД) до 40 позиций.

Среди предлагаемых изменений особую обеспокоенность вызывает инициатива по повышению ставки НДС до 16%. Необходимо отметить, что данный косвенный налог напрямую влияет на конечную стоимость продукции, работ и услуг. Данная мера непременно скажется на рентабельности и конкурентоспособности отечественного бизнеса. Малый бизнес, как правило, работает с минимальной маржинальностью и не располагает достаточными резервами для снижения издержек.
Кроме того, в таком же уязвимом положении окажутся производственные предприятия (развивающие производство с высокой долей переработки) из-за дополнительной фискальной нагрузки. В текущих условиях, после череды экономических кризисов, на фоне инфляционного давления и засилья контрафактной продукции из Китая, такую нагрузку смогут выдержать далеко не все представители МСБ.
При этом, в соседних республиках, к примеру, ставки НДС остаются умеренными — в Узбекистане и Кыргызстане на уровне 12%. Более того, в Узбекистане принято официальное решение о сохранении ставок НДС и налога на прибыль без повышения на ближайшие годы — как чёткий сигнал для инвесторов о предсказуемости налоговой политики.

Вместе с тем, предлагаемая дифференциация ставок НДС (0% /10% /16%), на наш взгляд, требует дополнительной проработки с учётом отраслевых особенностей и влияния на потребительские цены. Нулевая ставка, как ожидается, будет применяться к операциям в сельском хозяйстве. Однако, большинство крестьянских хозяйств не являются плательщиками НДС, а юридические лица в аграрном секторе пользуются налоговыми льготами. Соответственно, предложенная мера вряд ли даст
ощутимый результат. Ставка 10% на здравоохранение и продукты питания, напротив, может ударить по доступности медицинской помощи и стоимости повседневного
набора продуктов. Медицинские услуги в настоящее время полностью освобождены от НДС, и введение налога отразится в первую очередь на гражданах с низкими доходами и социально уязвимых категориях: пожилые, безработные, многодетные и т.д. На продукты питания граждане Республики Казахстан тратят до половины своего дохода, их подорожание создаст дополнительное финансовое давление на широкие слои населения.
Снижение порога обязательной постановки на учёт по НДС до 15 млн тенге в год (1 млн 250 тенге в мес.) также вызывает серьёзные опасения. На сегодняшний день порог составляет 20 000 МРП (примерно 78,6 млн тенге в год), и его резкое сокращение непременно приведёт к тому, что даже микро-бизнес будет обязан становиться на учёт, вести учёт входящего и исходящего НДС, в том числе, в ИС ЭСФ, подавать регулярные формы отчетности и нести дополнительные расходы на бухгалтерское сопровождение. По сути, чем ниже порог постановки на НДС, тем больше компаний окажется в ситуации, когда стоимость администрирования превышает потенциальную выгоду от работы «в белую».
При этом, по оценкам экспертов, предложенные изменения по НДС приведут к росту количества плательщиков в 2,5 раза, тогда как прирост налогооблагаемого оборота составит всего около 5%. Ограничение применения упрощённого режима только для B2C также вызовет серьёзные риски. Предпринимателям придётся разделять клиентов на физических и юридических лиц, что увеличит административную нагрузку, усложнит учёт и снизит гибкость бизнес-модели. При этом, потеря юридических лиц — как правило, клиентов с более высоким средним чеком — может напрямую привести к снижению выручки и закрытию компании.
Из-за вынужденного перетока компаний, ориентированных на юридических лиц (B2B), из СНР на общеустановленный режим, можно ожидать трёхкратный рост числа предприятий на общем режиме, где действуют более высокие ставки, в частности, подоходный налог (ИПН 10% /КПН 20%). Однако, значительная часть бизнеса окажется под риском закрытия или ухода в тень под давлением избыточной налоговой и административной нагрузки.
В этой связи, считаем, что необходимо проявить взвешенный подход при внесении изменений в налоговое регулирование. Очевидно, что массовое закрытие предприятий или их уход в неформальный сектор может привести к росту безработицы и усилению социальной напряжённости.
Между тем, по данным Бюро национальной статистики, на 1 июня 2024 года малый и средний бизнес обеспечивает 38,2% ВВП и 46,38% всех рабочих мест в стране — это 4,3 млн человек из 9,2 млн занятого населения страны. Наряду с этим, резко возрастёт нагрузка на государственный аппарат — с учётом объемов налогового администрирования (обработка налоговой отчётности, IT и консультационное сопровождение и др.), а также бюджетных расходов в смежных сферах (социальное обеспечение, трудоустройство, общественная безопасность и т.д.). Таким образом, может произойти «обратный эффект» - переток занятых в самообеспечивающем малом бизнесе в дотационный сектор.
Учитывая вышеизложенное, просим Вас рассмотреть возможность сохранения ставки и порога по НДС на действующем уровне, а также предлагаем рассмотреть два ключевых направления для устойчивой и справедливой налоговой системы:
1. Введение трёх прозрачных режимов налогообложения:
Индивидуальное или семейное предпринимательство — с оборотом до 4 000 МРП (около 16 млн тенге), единым ежемесячным платежом от 1 до 5 МРП в месяц, и без обязательной регистрации — где платёж сам по себе является формой уведомления и разрешения;
Упрощённая декларация — с порогом до 600 000 МРП (около 2,4 млрд тенге), и дифференцированными ставками для B2C (2–4%) и B2B (6–8%), для отечественных товаропроизводителей предлагается применять пониженную ставку B2C даже при работе с юридическими лицами, чтобы стимулировать внутреннее производство;
Общеустановленный режим — сохраняются действующие налоговые ставки и отчётность, но с предложением снизить ставку КПН до 10% для отечественных товаропроизводителей.
2. Введение Единого налога с заработной платы:
В настоящий момент совокупная нагрузка на фонд оплаты труда в Республике Казахстан превышает 41%, что способствует уходу зарплат в тень и создаёт значительную административную нагрузку: работодатели обязаны исчислять и перечислять по различным внебюджетным фондам восемь налогов и социальных платежей с разными базами расчетов и сроками отчетности.
Предлагаем ввести единый налог с ФОТ по ставке 20%, совпадающей с действующей ставкой КПН. Это позволит выстроить прозрачную и понятную систему расчётов и сделает её финансово нейтральной для работодателя: проще и безопаснее официально выплачивать заработную плату, чем делать выплаты за счет дохода «в конвертах». Такой подход снижает риски, упрощает администрирование и способствует выводу зарплат из тени.
При этом, сохраняются все действующие льготы. Сотрудники, имеющие право на налоговые вычеты или освобождения (например, многодетные матери, люди с инвалидностью и др.), будут получать разницу в виде «возврата части средств» на свою банковскую карту. Работодатель будет перечислять Единый налог с заработной платы, а бюджетные системы - самостоятельно (автоматически внутри системы) распределять средства между фондами. Мы убеждены, что подобный подход будет способствовать прозрачности, справедливости и эффективности налоговой системы, поддержит развитие предпринимательства, локализации производства, укрепит социальную стабильность в обществе и обеспечит устойчивость бюджета.
При этом, необходимо помнить, что базовая цель, обозначенная Президентом Республики Казахстан Касым-Жомартом Токаевым, — увеличение объёма внутреннего валового продукта в два раза к 2029 году, до уровня 450 миллиардов долларов. Для достижения поставленной Главой государства цели требуется не просто кратковременный рост фискальных поступлений, а комплексная трансформация экономической модели, в которой налоговая политика должна стать инструментом стимулирования развития, а не торможения деловой активности и инвестиционной привлекательности.
В связи с вышеуказанным, профессиональное сообщество выражает уверенность в том, что сбалансированная налоговая нагрузка, простота исчисления и уплаты налогов будут способствовать росту поступления налогов в бюджет государства за счёт расширения налогооблагаемой базы и увеличения доверия к системе со стороны бизнеса и граждан.

С уважением,
И.о. Председателя Совета
- Руководитель аппарата
ПОБ «Учёт» Абиев Т.А.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ




ответ МНЭ (1)_page-0001.jpg


Возврат к списку

Имеются вопросы? Напишите нам и мы обязательно свяжемся с Вами