Ответ на запрос относительно ключевых положений Налогового кодекса

Ответ на запрос относительно ключевых положений Налогового кодекса

24 июня ПОБ "Учёт" направил письмо Президенту Республики Казахстан письмо с обозначением основных четырех позиций в проекте Налогового кодекса, которые, на наш взгляд, требуют обязательной корректировки для предотвращения социально-экономических последствий и создания условий для устойчивого роста.

1. Повышение ставки НДС до 16% без поэтапности. Проектом Налогового кодекса предусмотрено повышение ставки НДС с 12% до 16% — на 33%, без каких-либо компенсаторных механизмов или адаптационного периода. Подобный шаг несёт серьёзные экономические и социальные риски: он усиливает налоговое давление на потребление, подрывает покупательную способность населения и обостряет регрессивный характер косвенного налога, поскольку наиболее уязвимые группы тратят большую часть дохода на потребление.
Предложения ПОБ «Учёт»: Ввести поэтапное повышение НДС: 14% с 2026 года, 15% с 2027, и
16% — только при отсутствии других источников дохода — с 2028 года. Освободить от НДС медицинские услуги и лекарственные препараты, в соответствии с международной практикой. Снизить порог обязательной регистрации по НДС до разумного уровня в пределах 15 000 МРП, при этом обеспечив техническую готовность КГД.

2. Отмена авансирования НДС для новых и «рисковых» компаний. Проектом вводится новая система уплаты НДС по предоплате, которая противоречит экономической сути косвенного налога. Согласно предлагаемой норме, налог уплачивается ещё до реализации продукции, то есть до момента возникновения добавленной стоимости и получения денежных средств. По сути, предприниматели будут обязаны платить НДС до наступления сделки и факта выручки. Это не просто нарушение логики НДС, но и удар по ликвидности бизнеса. Особенно остро это затронет казахстанских производителей, использующих отечественное сырьё: им придётся выплачивать НДС «вперёд», не имея ещё дохода. Таких практик не существует в международной системе налогообложения — налоги уплачиваются после совершения сделки, а не до неё.
Предложение ПОБ «Учёт» — отказаться от идеи авансирования НДС как механизма, не имеющего
аналогов в международной практике и не соответствующего задачам стимулирования предпринимательства и промышленности.

3. Ограничения для бизнеса на СНР. Проект запрещает компаниям на специальном налоговом режиме (СНР) работать с контрагентами на общеустановленном режиме (ОУР). Это лишает малый бизнес доступа к корпоративным клиентам и исключает его из B2B-сегмента, ограничивая рыночные возможности. Также вводится запрет на множественное учредительство: одному предпринимателю будет запрещено иметь более одного ТОО на СНР, даже если направления деятельности разные. Это особенно ущемляет серийных предпринимателей, развивающих проекты в разных регионах, с разными инвесторами или, например, с несколькими ресторанами под управлением разных шеф-поваров. Такая норма лишает бизнес гибкости и тормозит его укрупнение.
Предложения ПОБ «Учёт»:  Разрешить бизнесу на СНР работать с ОУР по ставке 6% с оборота. Отменить запрет на множественное учредительство при соблюдении критериев малого бизнеса.

4. Усиление налогового дисбаланса между СНР и ОУР по фонду оплаты труда. Проект Налогового кодекса усугубляет общий налоговый дисбаланс между компаниями на специальном налоговом режиме (СНР) и предприятиями на общеустановленном режиме (ОУР). Помимо повышения НДС до 16%, предприятия на ОУР несут значительно более высокую нагрузку на фонд оплаты труда (ФОТ) — свыше 40%, тогда как на СНР в 2026 году она составит 24,8%. Разница в более чем 14% создаёт системное неравенство между предприятиями, выполняющими схожую экономическую функцию. Это снижает стимулы для роста и перехода в более формализованные формы ведения бизнеса, а также провоцирует сохранение выплат «в конвертах».
Предложение ПОБ «Учёт» - распространить возможность применения единого платежа с ФОТ на все предприятия, соответствующие критериям малого и среднего бизнеса, независимо от режима налогообложения.

Более детально с текстом обращения можно ознакомиться здесь (ссылка на письмо)

Ответ нам поступил от от Министерства национальной экономики РК, ознакомиться модно здесь (ссылка на ответ).


Возврат к списку

Имеются вопросы? Напишите нам и мы обязательно свяжемся с Вами